Дороги разные, но цель одна
Говорят, что судьбы представителей одного поколения всегда чем-то схожи. Подтверждение этой мысли мы увидели в судьбах двух людей, каждый из которых оставил свой след в истории Югры: губернатор Александр Филипенко и строитель Александр Макаров.
Их жизнь и карьера неразрывно связаны с этим северным краем. В 1991 году Александр Филипенко становится во главе Ханты-Мансийского автономного округа – без преувеличения, базового региона России. Годом раньше Александр Макаров сделал первый шаг в мире бизнеса, основав «Компанию МТА», со временем выросшую в крупное строительное предприятие.
1990-е годы стали временем испытаний, когда проявлялся характер, способность идти к поставленной цели, преодолевая трудности. Именно в это время удалось переломить тенденцию падения нефтедобычи и приступить к возрождению нефтегазодобывающего сектора. Во многом это стало возможным благодаря мудрой политике губернатора, верно определившего стратегию развития округа.
Успехи нефтегазовых компаний заложили основу для развития остальных секторов экономики, включая строительство. «Мы ничего не просили у Филипенко, – говорит Александр Макаров. – Мы просто работали – каждый на своем месте, занимаясь своим делом. Другое дело, что «эпоха Филипенко» действительно стала временем
больших побед и достижений в развитии округа. Усилиями Александра Васильевича и сформированной им команды, была создана та ситуация, в которой успешно развивались нефтегазовый комплекс, электроэнергетика, дорожное строительство, транспорт в целом, малый и средний бизнес. Он смотрел на Ханты-Мансийский округ не как на сырьевой регион, призваный любой ценой поставлять нефть в «цивилизованные» области страны и за рубеж. Филипенко стремился создать нормальную жизнь для тех, кто в непростых условиях создает самый конкурентоспособный продукт российской экономики. Разумеется, всем нам, жителям Югры, нравился такой подход, и мы с удовольствием принимали участие в претворении его в жизнь».
Решив задачи, связанные с выживанием нефтегазового комплекса, можно было переходить к поступательному развитию этой стратегически важной для региона отрасли. Начинается освоение новых месторождений, сложный и трудоемкий процесс, который дал импульс развитию округа и принёс новые заказы для «Компании МТА». Северо-Селияровское, Мамонтовское, Тепловское, Омбинское, Восточно-Сургутское – крупнейшие месторождения обустраивались при участии возглавляемой им команды. Создание песчаных площадок для Битемского, Рогожкинского, Чигоринского и Ай-Пимского месторождений, обустройство Верхне-Надымского, Конитлор-ского и Икилорского, а также южной части Приобского месторождений – перечень реализованных проектов пополнялся с каждым годом.
Немалый вклад «Компания МТА» внесла в развитие автодорожного строительства, которое в период деятельности Александра Филипенко получило мощный импульс развития. В эти годы была произведена отсыпка под автомобильные дороги Ханты-Мансийск – Нягань – Таллинский, Ханты-Мансийск – Горноправ-динск – Демьянка, Сургут – Нефтеюганск, объездные дороги на Сургут и столицу округа, подходы к мостам через Иртыш и Обь.
«Конечно, не стоит рисовать все исключительно светлыми красками, – признает Александр Макаров. – Были победы, но были и поражения, ошибки, о которых все мы прекрасно знаем. Но без этого невозможна никакая большая работа. И самое главное то, что успехов было намного больше. Посудите сами: современный Сургут имеет население в 300 тыс. жителей и до пяти ежедневных рейсов в Москву. Много ли в России таких примеров? И я горжусь тем, что свой посильный вклад в развитие Югры внесла и наша компания».
2000-е годы стали временем признания, когда «Компания МТА» и округ в целом уже прочно стояли на ногах, пожиная плоды своей неустанной работы. Компания приобретает оборудование мирового класса, обновляя парк земснарядов и спецтехники, и готовится к выходу на международный рынок. В 2009 году производственные мощности существенно возросли после приобретения компании «Севернефте-строй», также выполняющей гидромеханизированные работы на территории округа. Жюри престижных конкурсов признают достижения команды Макарова, присуждая ей призовые места. Коллектив предприятия вырос до 1300 человек, что сделало его одним из крупнейших работодателей округа. Компанию оценили, в том числе на самом высоком уровне.
«Прямых контактов с Александром Васильевичем я не имел, – говорит Макаров. – Лично мы встречались буквально пару раз и, как правило, это было связано с решением производственных вопросов. Губернатор присутствовал на открытии крупнейших объектов, построенных при непосредственном участии нашей компании, но это были контакты скорее протокольного характера. Случались, конечно, и встречи более неформальные, когда Александр Васильевич становился нашим гостем, отдыхал на нашем пароходе, в том числе и с президентом страны. Я знаю, что это очень приятный человек, мужественный, эрудированный, интересный собеседник.
Да, не все проходило гладко. Однако благодаря Филипенко появилось главное – мы получили возможность диалога с этой властью, возможность быть услышанным. Спорить, не соглашаться, расходиться во мнениях, но все же в итоге находить точки соприкосновения и способ сосуществования. Наш губернатор никогда не принимал участия в каких-либо интригах – будь то политические или экономические. Его имя нельзя было связать с той или иной компанией или группой влиятельных лиц. Он просто качественно, я бы даже сказал – красиво – руководил регионом. И люди это чувствовали».